Самообразование педагогов ДОУ.
«Самообразование воспитателя ДОУ».
Цель: Совершенствование навыков самостоятельной работы молодых педагогов по самообразованию.
*Введение.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.
Мотивы, побуждающие воспитателя к самообразованию.
- Ежедневная работа с новой информацией – возникает необходимость поиска и анализа новых сведений.
- Желание творчества – работа должна стать интересной и доставлять удовольствие.
- Стремительный рост современной науки.
- Изменения в жизни общества – воизбежании, формирования образа «несовременного человека» в педагоге.
- Конкуренция – если воспитатель на хорошем счету у администрации ДОУ, методического совета, отдела образования, он имеет больше прав в выборе стратегии работы, использования программ. технологий и методик…
- Общественное мнение – воспитателю не безразлично считают его «хорошим» или «плохим».
- Материальное стимулирование – зависит от квалификации и мастерства.
- Интерес – способность не только учить, но и учится.
*Основные направления в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения.
- Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
- Изучение учебной и научно-методической литературы;
- Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
- Изучение новых программ и педагогических технологий;
- Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
- Повышение общекультурного уровня.
Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.
Для молодых специалистов:
- Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
- Формирование основ педагогического мастерства;
- Развитие умений и конструктивных способностей.
Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:
- Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
- Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творчески-работающих воспитателей:
- Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
- Проявление творческого потенциала педагога;
- Пропаганда своих достижений;
- Развитие исследовательской деятельности.
Для педагогов без специального образования:
- Овладение методикой работы с детьми;
- Адаптация к педагогической деятельности.
Тематикой самообразования также может быть:
- одна из годовых задач ДОУ;
- проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
- пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;
Формы работы по самообразованию:
- с детьми (диагностика детей, непосредственно образовательная деятельность, выставка детских работ, проектная деятельность, праздники и развлечения, представления и т.д.)
- с педагогами (организовать работу в группе, создать рабочую учебную программу, изучение литературы, беседы в соответствии с планом работы, оформление в группе центра активности, подготовить (провести) мастер-класс для педагогов, познакомиться с литературой в периодической печати, написание отчёта о проделанной работе за учебный год, выступление с ним на педсовете, организовать работу по теме на след учебный год, создать учебную программу и т.д.);
- с родителями (консультации для родителей, беседы в соответствии с планом работы, оформление папки-передвижки, совместное развлечение, выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год и т.д.).
-
*Методические рекомендации по самообразованию педагогов.
Выбор темы для самообразования осуществляется:
- с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого воспитателя. - они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить)
- направлены на достижение качественно новых результатов работы.
Тематикой самообразования также может быть:
- одна из годовых задач ДОУ;
- проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
- пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;
Система работы педагогов по самообразованию:
В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с выбранной темой самообразования и годовым планом работы ДОУ. Совместно со старшим воспитателем выбираются формы отчёта по данной теме. В течение года педагоги фиксируют свою работу по самообразованию в папку по самообразованию (или печатные листы фиксации проведённых мероприятий…).
Алгоритм составления плана по самообразованию
На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
- название темы
- цели
- задачи
- предполагаемый результат
- этапы работы
- сроки выполнения каждого этапа
- действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
- способ демонстрации результата проделанной работы
- форма отчета по проделанной работе
В течение учебного года педагоги ДОУ, следуя своему плану самообразования организуют работу по выбранной теме:
- изучение необходимой методической, педагогической и предметной литературы;
- обзор в Интернете информации по теме;
- посещение МО, КПК, семинаров, конференций, уроков коллег;
- выступление на педсоветах, семинарах, проводят консультации для коллег, мастер - классы;
- дополнительная работа с детьми: диагностика детей по выбранной теме в начале и конце учебного года, непосредственно образовательная деятельность, беседы, праздники и развлечения, выставки детских работ, кружки и т.д;
- самообразовательная работа над методической разработкой по теме;
- Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.
- Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;
- Изучение информационно-компьютерных технологий;
- Общение с коллегами в МДОУ, городе и в Интернете;
- Участие в конкурсах в Интернете;
- Помещение своих разработок на сайтах в Интернете.
По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.
Форма представления результата работы над темой
*Доклад
*Защита исследовательской работы
*Брошюра
*Листовка
* Буклет
*Проведение семинара
*Обучения коллег новым методикам
*Практикум
*Лекция
*Открытое занятие
* другое
Допускается художественное оформление плана по самообразованию, с учётом данных требований.
*Заключение.
Проблемы в работе по самообразованию и пути их решения
Возможная проблема
|
Пути решения
|
1. Не могу определиться с темой самообразования
|
¨ Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты.
¨ Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно- образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные.
|
2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе
|
Подбор литературы:
¨ Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.
¨ Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?
Составление плана изучения конкретной выбранной литературы
¨ Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме
¨ Включите современные взгляды на проблему
¨ Используйте опыт работы педагогов других ДОУ.
|
3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал
|
¨ По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.
¨ Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.
¨ Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.
¨ Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.
|
4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.
|
¨ Составьте план или схему полученных при изучении материалов.
¨ Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.
|
5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации.
|
¨ Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.
|